Мнение скептика: Дом. Умный. Ищу хозяина
И не подумайте, что я собираюсь вас отговаривать. Нет, доведенный до ума и
хорошо отлаженный комплекс технических средств, которые так прекрасно описывает
в своих статьях С.Богданов, наверняка могут дать своему владельцу многое - и
экономию, и удобства и иное, как бы это правильно выразить, качество жизни. Но…
Не будем подвергать сомнению вещи очевидные. Давайте взглянем на возможность
использования в жизни тех самых усовершенствований, которые окружают нас со всех
сторон.
Сначала проанализируем - на каких пользователей рассчитана техника, попадающая
под выбранную нами категорию «Умный дом». Слово «пользователь» тут совсем не
случайно. От нашего хозяина как минимум требуется навыки общения с ПК, правда?
Теперь каждому предлагаю перебрать в памяти своих знакомых, способных общаться с
компьютером, не как с телевизором или печатной машинкой. Понятно, что уровень
«набора текстов» тут не поможет. Проблема в том, что надо иметь хотя бы
приблизительное представление о программировании. У нас в организации - далеко
не самой бедной в стране - работает примерно 600 человек. Не беря в расчет
профессиональных программистов и сисадминов, смело можно сказать, что людей
использующих что-либо, кроме программы, непосредственно имеющей отношение к
выполняемой работе (инженеры - AutoCad; бухгалтеры - 1С, а чаще Word или Exel) -
единицы. Ну, пусть, даже 30 человек. Теперь из них надо отобрать тех, кто при
этом готов привнести в свою жизнь что-то новое. Ведь это не рубашку купить, да?
Ну, допустим 10 чел. Из этих 10 только у двоих есть возможность, иметь, то, что
можно назвать Домом. И только, наверное, у одного звезды сошлись так, что у него
есть мозги, деньги, время, и он может этим заняться. Неубедительно? Тогда
продолжим…
Предлагаю провести исследование: у кого меню в телевизоре или аудиоцентре
настроено не «по умолчанию». Если бы это можно было проверить, то в большинстве
случаев регистрировались только случайные вхождения в «setup» - ну, там
программу, в телике сбившуюся подстроить или поставить на запись ночную передачу
- и то после тщательного изучения запыленной инструкции. А может быть, много
людей использует все возможности мобильного телефона или даже обычного
кнопочного?
Есть известный эффект, - я бы назвал его «эффект Word’а» - когда 90 процентов
пользователей этой весьма распространенной программы эксплуатируют не более 10
процентов того, что она позволяет на самом деле. Один мой деловой знакомый,
пользовавшийся Word’ом много лет, когда я его попросил переделать шрифт в его
шаблоне, спросил меня: «А что такое шаблон»? А многие ли знают, что Word вообще
можно полностью перепрограммировать, и он будет делать все именно под ваши
запросы - но время на освоение того, чтобы это сделать, совершенно не окупается
никакими удобствами.
Так что о комплексном использовании системы управления, наверно, говорить
преждевременно. Я бы продвигал эту технологию от достигнутого. Например, ни у
кого не возникает сомнения в необходимости будильников. И можно разработать
стандарт синхронизации сигнала будильника с сигналом таймера телевизора. У
человека должен сложиться стереотип связанной работы. Многие мои знакомые с
удовольствием используют ленивчики для ворот. И это совсем не дешевое
удовольствие, кстати…
После создания устойчивых элементов, можно говорить об их объединении в систему.
При этом система не должна требовать программирования. Идеал здесь - кассовый
аппарат в «Мак-Дональдсе». Что заказывают, туда и жмешь. Это будет работать.
Есть у этого вопроса еще одна сторона. Использование подобных «установок»
подразумевает наведение порядка у себя в мозгах. Не тратить время на ерунду,
стремиться к рациональности. Но человек - существо абсолютно нерациональное. Как
правило, нормальный занятый человек не задумывается и включает чайник, и только
потом выясняет, а была ли в нем вода, и стоило ли экономить время на хождение за
водой. Да и надо ли это вообще?
Все-таки сейчас разговор ведется не о целой системе. Отдельно сигнализация.
Умная. Позвонит - если что. Отдельно - жена. Тоже позвонит. Если не сообразит,
как с этой сигнализацией справиться. Гораздо более интересными всегда кажутся
системы, не создающие проблем.
Я, как человек, который комплектует дома для клиентов, точно знаю, тут очень
важно понять, что люди хотят видеть у себя дома. Наибольшее удовлетворение от
сделанной работы получил однажды, когда купил, среди всего нынешнего
разнообразия, ручки для дверей на другом конце Москвы, точно такие же, как и
клиент. При этом мы даже не обсуждали заранее их цвет или форму. Так вот, я не
знаю людей, которые готовы были бы инсталлировать у себя устройства «Умного
дома». Хотя кто его знает, что будет завтра - мода есть мода…
«Машина должна работать, а человек - думать»
Автор: Юрий Ревич, журнал: "Компьютерра", рубрика: "Достижения"
Источник:
http://www.homepc.ru/science_n_life/18164/
|