ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ
Вместо предисловия
Вот как описывает Петр Боборыкин в своем романе "Китай-город" деловой центр
Москвы в середине 70-х гг. XIX века - эпоху первых уверенных шагов капитализма в
России:
"В "городе", на площади против биржи (ныне в здании биржи располагается
Торгово-промышленная палата РФ - прим. автора) шла будничная жизнь. Солнце
падало столбом на середину площади, между громадным домом Троицкого подворья и
рядом лавок и контор. Оно светило вдоль Ильинки, захватывало вереницу широких
вывесок с золотыми буквами. В банке, вверх по Ильинке, с монументальной чугунной
лестницей и саженными зеркальными окнами, все в движении. Длинная, в целый
манеж, зала наполнена гулом голосов, ходьбой, щелканьем счетов, скрипом перьев.
Деньги, векселя, ценные бумаги точно реют в этом рыночном воздухе, где дня
нельзя продышать без того, чтобы не продать и не купить..."
И еще долгие годы советской власти государственные учреждения - а других тогда
просто не существовало - располагались в помещениях бывших банков, контор,
гостиниц, лабазов. Многие из них продолжают служить в этом качестве и в наши
дни, как, например, комплекс зданий на Старой площади, занимаемых ныне
администрацией президента.
Тем не менее неоднократно делались попытки возводить административные здания,
соответствующие требованиям своего времени. Ряд проектов был осуществлен - это и
здание Совета Министров СССР, ныне занимаемое Госдумой, дома, построенные на
Мясницкой улице по проекту Ле Корбюзье, "сталинские" высотки на Садовом кольце -
МИД и МПС. И "вставная челюсть Москвы" - гигантские "книжки" Нового Арбата -
памятник хрущевской эпохи.
Но первым поистине революционным прорывом в московском градостроительстве стал
переход от проектирования и возведения чисто административных зданий к
совершенно другой концепции - созданию многофункционального делового комплекса -
Центра международной торговли на Краснопресненской набережной, строительство
которого было завершено в 1980 г. Комплекс включает 20-этажное офисное здание,
5-звездную гостиницу на 577 номеров, апарт-отель на 550 квартир, конгресс-центр,
оздоровительный комплекс с бассейном, рестораны, магазины, подземный гараж на
500 машиномест. Номенклатура услуг, предлагаемых клиентам ЦМТ на сегодняшний
день, приближается к четыремстам позициям.
Еще при вводе в строй ЦМТ был оснащен автономными инженерными сетями тепло- и
энергоснабжения, системами вентиляции и кондиционирования воздуха, водоочистки,
вакуумного мусороудаления, электронной охраны и автоматического пожаротушения.
Прошло 20 лет, и современная строительная индустрия обращается к инновационному
проекту "интеллектуального здания". И сегодня мы с гордостью можем назвать новые
многофункциональные комплексы, построенные в Москве - Московский деловой центр
("Славянская Гостиница и Деловой Центр"), бизнес-центр "Даев-Плаза",
бизнес-центр "Миллениум Хаус" и многие другие. Крупные отели, офисные здания -
наиболее благоприятная почва для реализации концепции "интеллектуального
здания". Особенно востребованными оказываются создание высокоэффективного
комплекса систем безопасности, мониторинг всего инженерного оборудования с
одного рабочего места, наличие единого информационного пространства, новейших
телекоммуникационных систем и технологий. Публикуемые ниже две статьи позволяют
ознакомиться со взглядами по этому вопросу как специалистов, занятых разработкой
способов управления и контроля инженерной инфраструктуры здания, так и
потребителей, которым предстоит воспользоваться этими технологиями в реальной
жизни.
Интеллектуальные технологии на службе у гостиниц
Развитие современных технологий приводит к появлению решений, которые можно
назвать прорывом в будущее. Одной из таких концепций является "интеллектуальное
здание" (1В - Intellectual Building). Термин этот пришел к нам с Запада и был
ответом инженерной мысли на вызов времени по обеспечению наиболее эффективной и
комфортной среды для обитания и работы. Концепция "интеллектуального здания"
родилась в США в начале 1980-х годов, и на сегодняшний день существует
достаточно много его определений. Основой концепции "интеллектуального здания",
которая должна максимально отвечать потребностям пользователей и владельцев
современного здания, - будь это вновь строящееся или переоборудуемое здание в
сфере коммерческой или жилой недвижимости - является система управления зданием
(BMS - Business Management System).
Развитие концепции "интеллектуального здания" шло в направлении обеспечения
основных характеристик - управляемости, контроля, комфорта, безопасности,
экономичности.
Так, применение современных технологий еще на этапе проектирования позволяет
впоследствии резко сократить затраты на эксплуатацию (по некоторым оценкам,
экономия может достигать 30% на электроснабжении и освещении и 20% на
теплоснабжении). Система эффективного управления, эксплуатации и безопасности
здания строится на основе структурированной кабельной сети. Такая архитектура
системы управления зданием позволяет:
оперативно принимать решение при аварийных и нештатных ситуациях (пожаре,
затоплении, утечках газа, несанкционированном доступе в охраняемые помещения);
обеспечить своевременную локализацию аварийных ситуаций;
получать объективную информацию о состоянии всех систем здания и их работе;
обеспечить централизованный контроль и управление при нештатных ситуациях;
обеспечить оптимальный режим управления инженерным оборудованием с целью
сокращения затрат на использование энергоресурсов, потребляемых зданием (горячей
и холодной воды, тепла, электроэнергии, воздуха и т.д.);
вести объективный анализ работы оборудования, действий инженерных служб и
подразделений охраны при нештатных ситуациях за счет документирования принятых
решений на основе автоматизированных баз данных. Система "интеллектуального
здания" предполагает также известную автономию, которая позволяет
функционировать основным службам в условиях перебоев с подачей тепла и
электроэнергии.
Существует ряд проблем, которые требуют решения уже на стадии подготовки
технического задания на проектирование. Для построения наиболее эффективной
модели будущего объекта необходимо учитывать состояние окружающей
инфраструктуры, определить оптимальную степень автоматизации и интеграции
различных подсистем здания, а также потребности заказчика и понимание им
концепции и выгод определенных решений. Все это должно подкрепляться
экономическим расчетом эффективности капвложений на их реализацию. К сожалению,
устаревшая нормативная база зачастую создает проблемы при реализации отдельных
подсистем, в частности, пожарной и охранной.
Можно ли говорить об "интеллектуальном здании" применительно к гостиничному
хозяйству? Несомненно. Многие из успешно работающих сегодня гостиниц стремятся
внедрять современные технологии в области ресурсосбережения, повышения
безопасности проживания гостей и предоставления более широкого спектра услуг.
Мировая практика свидетельствует, что большинство гостиниц, вводившихся в
эксплуатацию в 1980-1990-х годах, отвечают высоким требованиям по обеспечению
безопасности и комфортного проживания гостей. Это объясняется, с одной стороны,
тем, что фирмы, инвестирующие в строительство гостиниц, не скупились на
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий с целью снижения
эксплуатационных расходов, а с другой - системой мер государственной поддержки
внедрения современных технологий.
С широким распространением Интернет-технологий требования, предъявляемые к среде
проживания деловых людей, значительно изменились. Сегодня номер без
высокоскоростного доступа в Интернет уже не может удовлетворить путешествующего
бизнесмена.
Среди стандартов завтрашнего дня - обеспечение возможности проведения
видеоконференций, конференц-звонков и высокоскоростной обмен данными из каждого
номера.
Российский командировочный сегодня зачастую более требователен в этих вопросах и
ожидает, что высокая стоимость номера в престижном отеле предполагает не только
возможность работать, не покидая номера, но и широкий набор деловых услуг. К
стандартному набору таких услуг в отеле высокого класса можно отнести
изготовление черно-белых и цветных копий, распечатка документов, копирование и
масштабирование чертежей, брошюровка, допечатная подготовка, изготовление
визиток, приглашений, именных табличек и т.д., аренда компьютеров и пользование
Интернетом, услуги перевода. Дошла до нас и "мода" на строительство
специализированных гостиниц для деловых людей, вынужденных находиться в
командировках длительное время, - так называемых апарт-отелей. Наиболее
известной и разветвленной в мире является сеть апарт-отелей "Marriott Residence
Inn", ориентированная на деловых людей.
В планах отечественных инвесторов - строительство высококлассного апарт-отеля в
центре Москвы, рассчитанного на создание самых современных условий для
длительного комфортного проживания и высокопроизводительной рабочей среды для
деловых людей, вынужденных подолгу находиться в Москве по служебным делам.
Проект этот рассчитан на руководителей, ведущих специалистов и владельцев
отечественных и зарубежных фирм, которым по роду своего бизнеса приходится
подолгу работать в Москве. Этот проект предполагает также наличие офисов и
торгово-развлекатель-ных предприятий. Комплекс будет оснащен полуавтоматической
системой обеспечения жизнедеятельности и станет беспрецедентным для Москвы
центром для работы и отдыха представителей российской и мировой элиты, и по
многим параметрам значительно превзойдет международные аналоги. Особое внимание
будет уделено созданию самой современной системы обеспечения безопасности гостей
и посетителей комплекса. Помимо самых современных средств наблюдения, входы и
въезд на территорию комплекса будут оборудованы средствами обнаружения
огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Все апартаменты будут оснащены
видеодомофоном и системой экстренного вызова охраны. Если раньше наше
представление о будущем формировали научная фантастика и научно-популярные
фильмы, то сегодня сама жизнь удивляет немыслимыми еще вчера вещами. Однако
несмотря на проникновение в индустрию гостеприимства новейших технологий,
константами этого бизнеса были и всегда будут все те же комфорт, безопасность,
разумные цены. Именно этому и служат современные "интеллектуальные" технологии.
Эдуард Аванян, генеральный менеджер делового центра ООО "Славянская Гостиница и
Деловой Центр"
Интеллектуальные технологии на службе у гостиниц
Автор: ОТЕЛЬ / 03 2002
Источник:
http://www.ecoprog.ru/about/pubs_04.htm
|