Демпинг на рынке интеллектуальных домов
В России «умные» дома - это прежде всего подмосковные
коттеджи или напичканные интеллектуальной начинкой квартиры в Москве и
Санкт-Петербурге. Девелоперы не проявляют большого интереса к внедрению систем
автоматизации в жилые комплексы элитного класса, в то время как в мире уже давно
строятся целые «умные кварталы», жители которых могут сами выбирать, какие
возможности умного дома они хотят использовать.
Одноразовое вложение
Российские девелоперы не спешат встраивать в жилые комплексы
умные технологии, за исключением необходимых систем централизованного
климат-контроля, сигнализации, пожарной безопасности, связи с обслуживающим
персоналом здания и высокоскоростного доступа в интернет. У нас умные дома
по-прежнему рассматриваются как причуда для богатых - в отличие от Запада, где
не только строительные компании, но и потребители давно поняли: интеллектуальный
дом - это крупное одноразовое вложение денег, которое снижает стоимость
эксплуатации жилья.
Интеллектуальный дом позволяет за счет фиксированной частоты
питания электроприборов (в большинстве случаев - 230 Вт) продлить срок их
службы, защитить дорогостоящие отделочные материалы (например, если прорвет
трубу, система сама перекроет воду, отключит электропитание в комнате),
экономить электроэнергию и тепло. «Представьте себе спальню, в которой никого
нет как минимум 14 часов в сутки: умный дом на это время снизит температуру
теплого пола в комнате, выключит электричество, отопление, а это уже сейчас
существенная экономия»,- говорит проектировщик умных домов из салона
«Контрапункт» Сергей Пухаев. По его мнению, с ростом цен на электричество
интерес к возможностям умных домов будет увеличиваться и в России.
Конечно, чтобы экономить на обслуживании дома, сначала надо
существенно потратиться. По оценке Пухаева, $100–120 тыс. будет стоить начинка
трехэтажного особняка в Подмосковье: плавное затухание света, управление
световыми нагрузками, стабилизированная частота питания электроприборов, функции
высокой экономичности. Если добавить к этому видеокамеры и систему управления
ими, а также небольшой домашний кинотеатр (отнюдь не класса high-end), заказчику
придется выложить $150–180 тыс. К тому же значительная часть суммы уйдет на
проектные и инсталляционные работы.
От аудиосистем к умному дому
Рынок умных домов в России появился в России в 1997–1998
годах и вырос из рынка аудиосистем high-end и домашних кинотеатров. Услуги
инсталлятора домашнего театра, «подстраивающего» систему под заказчика в
соответствии с его требованиями и предпочтениями, обходятся в 10% от стоимости
системы. Однако проектные работы для умного дома - труд интеллектуальный и
намного более сложный. Часто приходится комбинировать технологию умного дома с
системой кондиционирования или охранной системой. А комплекс работ по созданию
интеллектуальной начинки может растянуться на годы. На Западе услуги
инсталлятора умного дома часто составляют 30–50% стоимости проекта. «У нас
заказчик пока не готов платить такие деньги за работу, поэтому мало кто берется
за решение серьезных задач по автоматике систем жизнеобеспечения»,- сетует
Пухаев. По его словам, компаний, профессионально занимающихся инсталляцией умных
домов, на рынке вообще немного, хотя конкуренция очень жесткая и многие
демпингуют. «Демпинг - серьезная проблема, особенно со стороны компаний, недавно
вышедших на рынок,- соглашается президент старейшей инсталляторской компании в
России A.P. Technology Владимир Абраменко.- За счет демпинга цена работ
снижается до 10–20%».
Впрочем, стоимость умных домов варьируется очень значительно.
По словам Пухаева, самый дорогой объект, на котором приходилось работать,
обошелся клиенту в $640 тыс. Однако заказчик может установить отдельные
подсистемы умного дома: например, управление светом или звуком (мульти-рум),
«накрыв» их системой управления от такого производителя, как AMX или Crestron.
Общее количество источников света в коттедже или большой квартире иногда
достигает ста, половина из них имеет возможность плавной регулировки уровня
мощности свечения. Масса времени уходит на то, чтобы включать и выключать
светильники в холле, гостиной, кухне, ванной, спальне. Благодаря системе
управления светом (один из ведущих производителей - Lutron) дом можно разделить
на зоны и задать в каждой из них свои программы освещения. «Умный дом - эта
система, которая сама может принимать решение. Умный свет Lutron может
реагировать на уличное освещение, время суток или другие внешние сигналы»,-
рассказывает директор салона «Нота+» Сергей Свитенко. По оценке Абраменко,
управление светом (процессоры, диммеры) в коттедже в среднем будет стоить $15–30
тыс., максимум - $60 тыс.
Слыша только свое
Мульти-рум (многозонная система распределения видео- и
аудиосигналов) позволяет, например, слушать музыку не только там, где
расположена аудиосистема, но в любом месте дома, где по желанию заказчика
встраиваются небольшие колонки. Доступ к системе осуществляется с помощью панели
touch-screen и универсального пульта. «Благодаря мульти-руму каждый член семьи
может слушать свое, не беспокоя других»,- говорит Владимир Абраменко. По его
словам, качественный мульти-рум будет стоить $10–30 тыс.
Пожалуй, наиболее распространенный компонент умного или
удобного дома - это управление аудиовидеосистемами. К необходимости
автоматизации приходят многие владельцы домашних театров и спутниковых тарелок,
вынужденные мучиться с четырьмя-пятью пультами дистанционного управления. «Даже
за $500 можно приобрести умный пульт, одним нажатием кнопки которого опустится
экран, включится проектор, будет выбран нужный вход, включится усилитель и
DVD-проигрыватель, на экране появится меню диска»,- объясняет Сергей Свитенко.
Более серьезные пульты управляют системой по радиоканалам или компьютерным
портам, однако их стоимость составит от $1500. А минимальный комплект «умного
железа» от AMX или Crestron, с цветной панелью touch-screen обойдется в $5–6
тыс. Правда, добавляет Свитенко, без учета программного обеспечения и работ по
ее инсталляции.
По словам Владимира Абраменко, умный дом - это вещь
длительного пользования, а если нет уверенности в будущем, люди не торопятся
вкладывать в умные дома большие деньги. Хотя все участники рынка утверждают, что
в последнее время заказчик становится более требовательным, более грамотным и
старается просчитать все затраты. «Сейчас этот бизнес перестает быть таким
прибыльным, как 10 лет назад, когда считалось неприличным говорить, что то или
иное решение стоит слишком дорого. К сожалению, теперь у клиентов рождается куда
меньше бредовых идей, реализация которых обеспечивает семью инсталлятора
надолго»,- признается Сергей Пухаев.
Дома будущего по-корейски
В последнее время на рынок технологий «умных» домов выходят
такие гиганты хай-тек, как Hewlett Packard, Philips, Siemens, AT&T. Готовые
решения по умным домам предлагает Samsung Electronics, для которого приоритетом
является сотрудничество с девелоперскими компаниями. В этой области у Samsung
есть опыт работы не только в Корее, но и на внешних рынках.
В Корее к умному дому относятся серьезно. Создание «умного»
будущего возведено здесь почти в ранг национальной идеи, стратегии, которая
может вывести страну в лидеры XXI века. В здании министерства информации и
коммуникации Кореи, расположенном в центре Сеула, находится Ubiquitous Dream
Hall, где уже сегодня можно почувствовать, каково будет жить в умном доме
будущего. Ubiquitous происходит от латинского слова, означающего «вездесущий». В
Корее строят светлое будущее, в котором благодаря высокоскоростным каналам
связи, интернету и видеоконференции любой гражданин может быть на связи со всем
миром. И живут корейцы, чтя четвертую (после сельскохозяйственной, промышленной
и информационной) революцию, которая создаст мир без границ. Ассоциации с миром,
в котором «большой брат смотрит на тебя», корейцев не пугают.
В Ubiquitous Dream Hall, в частности, демонстрируются многие
технологии, разработанные Samsung Electronics. В нем все приборы управляются с
голоса, роботы понимают хозяина с полуслова, а во время просмотра любимого
сериала вы можете, не нажимая ни одной кнопки, купить такие же джинсы, какие
носит главный герой. В столовой, поднеся флайеры ресторанов к
touch-screen-панели, вы сможете посмотреть меню. В спальне, глядя в зеркало,
можете запросить информацию о запланированных на день встречах, послушать
новости или, узнав о пробках в городе, выбрать правильный маршрут поездки на
работу. На кухне, например, как только вы поставите купленный пакет молока в
холодильник, так в его память заносится информация о сроке годности продукта.
Холодильник предупредит, если молоко скиснет. А в ваше отсутствие робот,
отвечающий за чистоту, приведет дом в порядок.
Многое из того, что выставлено в доме будущего, для некоторых
корейцев стало реальностью. Над Сеулом высится жилой комплекс Tower Palace, в
который входит один из самых высоких домов в мире - 73-этажная башня высотой 264
м. Стоимость апартаментов здесь превышает $1 млн. Более 2500 квартир Tower
Palace объединены сетью, использующей технологии умного дома Homevita компании
Samsung Electronics. Даже в Сеуле, где высокие технологии изменили образ жизни в
мегаполисе, Tower Palace отличается от других жилых комплексов. Он оборудован
системой управления видеокамерами, с помощью которой родители, не выходя из
квартиры, могут наблюдать за детьми, играющими во дворе. В каждую квартиру
специалисты Samsung Electronics встроили управляющие умным домом
touch-screen-панели. И входная дверь открывается, только если хозяин квартиры
прикоснется к устройству, считывающему отпечатки пальцев. Домашний сервер
управляет всей электроникой, контролирующей работу приборов. Обладатели квартир
в Tower Palace могут дистанционно - с помощью интернета или мобильного телефона
- включать микроволновую печь или освещение.
«Стратегия нашей компании заключается в том, что для
строящихся жилых комплексов и частных домов мы предлагаем комплексные системы,-
объясняет "Бизнесу” вице-президент Samsung Electronics Дейвид Стил,- а в уже
заселенных домах мы можем внедрить элементы умного дома по кластерному принципу:
домашний кинотеатр, домашний офис». Гарантией успешности проекта Homevita
являются достижения Samsung в смежной сфере домашнего кинотеатра. По данным
компании, в прошлом году Samsung, обогнав Philips и Sony, был лидером мирового
рынка телевизоров (на его долю пришлось 9,9% рынка). А на последней выставке
CeBit Samsung представил самую большую в мире 102-дюймовую плазменную панель, в
очередь на которую записался глава Oracle Ларри Элисон.
По оценкам специалистов Samsung, около 5% жителей Кореи уже
сейчас могут позволить себе жить в умных домах. Правда, по мнению Дейвида Стила,
развитие рынка во многом сдерживается из-за непонимания потребителем, для чего
вообще нужны интеллектуальные технологии жилья. «Если вам предложат соединить
стиральную машину с чайником и кондиционером, вы спросите "зачем?” и будете
абсолютно правы. Однако если вам скажут: хотите ли, уезжая с работы домой,
включать кондиционер с помощью SMS, чтобы к вашему приезду в доме было
прохладно? Вы, скорее всего, согласитесь, что это удобно»,- рассуждает Стил.
Одним из приоритетных направлений для Samsung является
сотрудничество с девелоперскими компаниями. «Мы уже начали продавать комплексные
решения для умных домов на внешнем рынке. Наши технологии пользуются большим
спросом в странах Азии, где много людей живет в высотных зданиях: Китае,
Сингапуре, Гонконге. Мы также реализуем проекты в США и в Западной Европе,
например в Нидерландах»,- говорит вице-президент Samsung. «Российские
строительные компании пока к нам не обращались, но я уверен, что у российского
рынка огромный потенциал»,- добавляет топ-менеджер компании.
Источник:www.rokf.ru
|