Проблемы "интеллектуального здания"
Феномен «интеллектуальное здание» стал фактом нашей жизни. Рекламная кампания
«интеллектуальных зданий» и «умных домов» и стоящие за ней конкретные
фирмы-поставщики оборудования и подрядчики по выполнению работ стали заметным
фактором российского строительного рынка.
В сложившейся ситуации заказчику или инвестору подчас достаточно трудно
разобраться в сути технических предложений -слишком сложна современная техника
автоматизации зданий и слишком многообразны ее возможности. Еще сложнее принять
решение - стоит или не стоит платить за это деньги? И что будет получено, в
конечном счете, взамен? Настоящая статья представляет собой попытку разобраться
в этих непростых вопросах. Изложенные ниже соображения основаны на девятилетнем
опыте специалистов группы компаний ИНПРЕД и проектировщиков ОАО «Мосэлектронпроект»
в сфере диспетчеризации и автоматизации инженерного оборудования зданий.
Что включает в себя понятие «интеллектуальное здание» или «интеллектуальный
дом»? Для заказчика это определение можно сформулировать так. «Интеллектуальное
здание» или «умный дом» это комплекс программно-аппаратных средств для
организации взаимодействия между отдельными подсистемами инженерного
оборудования здания. Основой этого комплекса является компьютерная система
диспетчеризации, а его составляющие это отдельные подсистемы автоматизации того
или иного инженерного или бытового оборудования. Не стоит относить к
«интеллектуальному зданию» технологию специфических производственных процессов в
этом здании происходящих будь то диспетчеризация областной энергосистемы или
информационная система железнодорожного вокзала это совсем другой раздел
автоматизации.
Исторически сложилась некоторая разница между понятиями «интеллектуальное
здание» и «умный дом». Понятие «умный дом» более применимо к индивидуальным
коттеджам. Принципиальными особенностями таких объектов является ориентация
только на одного пользователя или его семью, а также включение в процесс
управления бытового (домашние кинотеатры, мультирум аудио системы) и
специфического «дачного» оборудования типа полив огорода, ворота-рольставни,
зимний сад, сауна, водозабор, автономное электро- и теплоснабжение и т. д. Лицо
умного дома цветные сенсорные панели дисплеев управления, а также сценарии
согласованной работы оборудования, которые производят неизгладимое впечатление
на неискушенную публику.
Понятие «интеллектуальное здание» обычно относят к объектам общественного
назначения. Это крупные многоэтажные здания офисного, гостиничного или
промышленного назначения. Они насыщены высокопроизводительными системами
отопления, центрального кондиционирования, холодоснабжения и другими
вспомогательными системами. Нередко применяется индивидуальный комнатный
контроль климата, а также - перепада давления в «чистых помещениях».
Безопасность обеспечивается комплексными системами видеонаблюдения,
охранно-пожарной сигнализации. Особенностью таких зданий является сложность
системы инженерных коммуникаций, в частности, - подсистемы кабельных
электрических проводок (так называемая структурированная кабельная сеть - СКС).
СКС обеспечивает транспортировку информационных потоков системы телефонии,
локальной компьютерной сети, сети офисного телевидения, системы пожарной и
охранной сигнализации, системы диспетчеризации здания и т. д. Таким образом,
«интеллектуальным» здание становится в случае организации взаимодействия между
всеми этими системами.
Как организуется на практике указанное взаимодействие? Технический прогресс и
организационные усилия мировых лидеров (Siemens, Honeywell, ABB и др.) привели к
революционному прорыву в области стандартизации информационных протоколов обмена
информацией. В итоге в настоящий момент практически все мировые лидеры
инженерного оборудования имеют средства интеграции с другими системами по
протоколам BACnet, LON, Konnex, которые стали общепринятыми мировыми
стандартами. Заметим, что средства эти недешевые.
Отдельный разговор о том, какие цели преследуются при «интеллектуализации»
здания. Чаще всего упоминаются комфорт, снижение эксплуатационных расходов,
энергосбережение. Прагматики видят в «интеллектуальном здании» фактор повышения
рыночной стоимости недвижимости. Продавцы «умного дома» повышение престижа. Доля
истины есть во всех приведенных аспектах. Особенно в обеспечении комфорта.
Охлаждение воздуха в помещении летом, подогрев и увлажнение зимой, осушение
воздуха в бассейнах, контроль качества воздуха в общественных помещениях,
управление освещением стали обычными задачами инженерного оборудования. Заметим,
что комфорт можно создать и без «интеллектуального здания» - достаточно
вспомнить простейшую сплит-систему кондиционирования. Но когда речь идет о
сложном комплексе с ограниченными ресурсами энергоносителей и обслуживающего
персонала заказчику без «интеллектуального здания» просто не обойтись!
При этом снижаются и эксплуатационные расходы. Служба эксплуатации здания не
только своевременно получает сообщения об авариях, но и подсказки о необходимых
действиях по их устранению. А представители владельца здания - и отчеты об
авариях, и отчеты о действиях операторов. Облегчаются и плановые
профилактические работы. Все перечисленное справедливо и для таких специфических
объектов, какими являются коттеджные поселки и инженерные объекты ЖКХ.
Современный коттеджный поселок в целом требует системы диспетчеризации. В первую
очередь это относится к диспетчеризации инженерных коммуникаций и инженерных
объектов общего пользования станций водозабора, канализационных станций,
трансформаторных подстанций. Обычно сервисным обслуживанием инженерного
оборудования коттеджа занимается централизованная служба эксплуатации. Она
обеспечивает и необходимый контроль за энергопотреблением каждого коттеджа,
наличием напряжения на его электрическом вводе, давлением воды, загрязнением
фильтра водоочистки, другими ответными сигналами систем оборудования.
Сложнее обстоит дело с энергосбережением. Концепция «интеллектуального здания»,
как и многие другие вещи, пришла в Россию из-за границы. Ее слепое копирование
по зарубежным образцам может оказаться просто экономически нецелесообразным в
российских условиях. Объективная причина тому -низкая стоимость энергоносителей
и рабочей силы. Конечно -все указанные выше преимущества «интеллектуального
здания» это реальность при условии грамотной реализации. Но не надо забывать и о
цене вопроса! И если 200 000 Евро может и соответствует цене престижа для
владельца коттеджа, то экономия электричества, воды и газа на эту сумму сможет
быть достигнута только лет через пятьдесят! Таким образом - цена
энергосбережения является одной из основных проблем российского
«интеллектуального здания». И объекты, где основополагающим фактором является
цена требуют специфического национального подхода. «Высокоинтеллектуальное»
оборудование и программное обеспечение не может стоить дешево, поэтому реальным
выходом является использование оборудования автоматики и диспетчеризации здания
в объеме, минимально необходимом для основных задач здания и допустимого уровня
комфорта. Группа компаний Инпред и ОАО «Мосэлектронпроект» имеют в своем багаже
опыт десятков таких проектов, реализованных в России.
Другой важной проблемой является сервисная поддержка. Большое заблуждение
заказчиков заключается в том, что поддержка системы «интеллектуального здания»
возможна только силами собственной службы эксплуатации. Но это возможно только
теоретически. Отказы техники - это реальность любой сферы деятельности человека.
Не любой отказ может исправить служба эксплуатации, не говоря уже о текущих
модернизациях системы. А если пользователь системы вовремя адекватно не
среагирует цена отказа или ошибки может быть очень высока. Размороженный
калорифер, например, может испортить всю внутреннюю отделку здания, не
сработавшая система аварийного энергоснабжения заморозить зимний сад и
трубопроводы и т. д. Это хорошо понимают продавцы систем «умного дома», у
которых штат сервисной службы составляет большую часть персонала. К счастью,
развитие информационных технологий делает дистанционный доступ к объекту все
проще, надежнее и дешевле, а дистанционный сервис все распространеннее.
Компетентность подрядчиков также составляет определенную проблему для заказчиков
систем «интеллектуального здания». Многие подрядчики в недавнем прошлом
занимались только сигнализацией, поставками технологического оборудования или
монтажом СКС. Но ядро инженерного оборудования здания определяется в основном
вентиляционной и климатической техникой, а «интеллект» - системой
диспетчеризации. Хорошо, если такой подрядчик привлекает на субподряд профильную
фирму по автоматике и диспетчеризации. В противном случае - заказчик вместо
«интеллектуального здания» может получить, например, «интеллектуальное
видеонаблюдение».
В целом «интеллектуальное здание» является бурно развивающимся направлением
строительного комплекса. Учет сформулированных проблем позволит избежать
«болезни роста» этой отрасли и сделает ожидания заказчиков более оправданными.
А.И. Щедрин, руководитель отдела автоматики, Группа компаний «ИНПРЕД»
А.А. Суворов, главный специалист ОАО «Мосэлектронпроект»
Журнал "Уникальные и специальные технологии в строительстве"
Источник: http://www.stroinauka.ru
|